Симаргл-Славянский Бог огня, мифология, легенды, символы Огнебога
Семаргл (Симаргл, Огнебог) – бог огня и огненной стихии в славянской мифологии. Кроме того, считалось, что он способствует выздоровлению через подъем температуры («прогоняет жаром хворь»). Очищение огнем при этом происходит не только тела, но и души.
Семаргл также является проводником между богами и людьми в случае жертвоприношений. В литературе не описывается точный внешний облик этого божества, чаще всего его ассоциируют с огненным псом.
Бог огня в книгах А. Ю. Хиневича
Александр Хиневич – основатель нового (1992 г.) религиозного течения – инглиизма («Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов»). В его сочинении «Славяно-арийские веды» встречается описание Семаргла как одного из славянских божеств, но не с позиции внешнего вида, а функционально.
Так, Огнебог Семаргл упоминается как хранитель огня и наблюдатель за точным исполнением обрядов, покровителем Чертога Небесного Змея. А. Хиневич пишет, что Семаргл принимает дары в определенные дни: Красногор, День Купала и День Перуна и служит посредником между людьми и богами. Как и большинство авторов А. Хиневич описывает Семаргла как огненного пса.
КСТАТИ! «Славяно-арийские веды» Хиневича несколько раз запрещались судом как содержащие экстремистские материалы.
Происхождение имени бога огня
Есть несколько версий относительно происхождения имени «Семаргл», наиболее популярными являются 4:
- «Сим» и «Регл». В древнерусском тексте «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (предположительно XI – XII) упоминается, что «христиане, двоеверно живущие» верят и в Перуна, и в Хорса, и в Мокошь, и в Сима, и в Регла. То есть, здесь подразумевается, что это 2 отдельных божества. Некоторые авторы считают, что впоследствии переписчики летописей «слепили» 2 имени в одно и получился «Семаргл».
- Связь с Ярилой. Эта версия отталкивается от предыдущей, только в данном варианте вместо «Регл» фигурирует «Ерьгл», что ряд исследователей связывает с именем бога Ярилы (А. С. Фаминцын, например, считает, что правильно имя бога звучит «Си(е)м Ерьгла»). Поскольку Ярило связан еще и с солнцем (огнем), то некоторые авторы говорят о том, что трактовать имя божества можно как «семипламенный», а также «семисильный» (в смысле силы 7 огней).
- Семиглавый бог. Востоковед Н. Я. Марр высказывал мнение о том, что «Семаргл» может означать «семиглавый бог» по аналогии с семиглавым богом из древних осетинских сказаний.
- Птица Симург. В древних персидских, башкирских, казахских, таджикских преданиях встречается Симург (Сэн-Мурв, Самрау, Самурык) – вещая птица, а также крылатый пес. Этот персонаж, по мнению отдельных исследователей, может быть прообразом Огнебога.
Функции Семаргла
Суммируя информацию различных источников о боге огня Семаргле, можно выделить ряд функций, которые ему приписываются:
- Хранение огня. Огонь здесь понимается и как некий первоначальный жизнеродящий огонь, и как символ домашнего очага.
- Посредничество между людьми и богами. Он приносит вести из одного мира в другой по аналогии с греческим Гермесом. Также Семаргл передает дары от людей богам.
- Покровительство плодородию.
- Излечение тяжелых заболеваний (путем насылания жара).
- Некоторые авторы считают Семаргла божеством, ответственным за смерть. Это, очевидно, связано, во-первых, с покровительством сбору урожая и плодородию, а во-вторых, собственно с огнем (поскольку славяне сжигали своих умерших).
- Покровительство чистоте и очищению (огонь у славян символизирует именно очищение).
КСТАТИ! Поскольку Семаргла называют Покровителем Чертога Змея, то считается, что он особо благосклонен к людям, родившимся в так называемом «чертоге змея» — периоде с 24.11 по 17.12.
Внешний вид Семаргла
Как уже упоминалось выше, внешний вид Семаргла весьма сложно определить однозначно. Если судить по дошедшим до нас изображениям (примерно IX – XI вв.), Огнебог в понимании славян представлял собой нечто среднее между псом, грифоном и драконом.
Распространена версия, согласно которой Семаргл способен менять обличие, может принимать даже человеческий облик. Его появление всегда сопровождается языками пламени. Также Семарглу сопутствуют его священные птицы – соколы Рарог и Финист, которые символизируют соответственно победу и сражение.
Семаргл в пантеоне славянских богов
Семаргл входит в пантеон славянских божеств князя Владимира. Так называют 6 – 7 (в разных интерпретациях) богов, которые упоминаются в «Повести временных лет»: Даждьбог, Перун, Хорс, Семагрл (Сим и Ерьгл), Стрибог и Макошь.
Их идолы были установлены во время правления князя Владимира, а после принятия христианства уничтожены. Из всех божеств в данном пантеоне Симаргл, вероятно, имеет наиболее обширный и размытый круг функций.
Семья Огнебога
Семаргл считается сыном Сварога и представителем 2 генерации славянских божеств. Легенда о его рождении совпадает с легендами о появлении остальных Сварожичей.
Согласно ей Семаргл появился из искр от удара молотом Сварога о камень Алатырь. Его обязанностью было охранять небесный огонь и Солнце. Женой Семаргла стала Купальница, от которой родились сын Купала и дочь Кострома.
ВАЖНО! Днем соединения супругов считают день осеннего равноденствия (а рождение детей – день летнего солнцестояние).
Поклонение Семарглу
До событий, описанных в «Повести временных лет», когда князь Владимир повелел установить идолы богов, нет информации о том, как именно поклонялись богу огня (и поклонялись ли вообще). Некоторые исследователи считают, что ранее Семаргл был чем-то вроде дополнения к Мокоши (богине плодородия).
В дальнейшем имя Огнебога встречается в православных поучениях против языческих верований (примерно XII – XIII вв.), а к XIV в. перестает упоминаться вовсе.
Чествование Семаргла встречается в описаниях праздников, связанных с другими божествами, например:
- сжигание Мары 22 марта (по другим источникам — 14 апреля), этот день также связывают с таянием последнего снега;
- осеннее равноденствие и летнее солнцестояние (соответственно дни супружеского союза и рождения детей Семаргла с Купальницей);
- так называемые «русалии» — посвященные русалкам праздники. В свою очередь, эти мифические существа связывались с плодородием (считалось, что они покрывают землю росой по утрам и таким образом способствуют повышению урожайности). С урожаем, как указывалось ранее, связан и сам Семаргл.
Легенды о боге огня
Соответственно реалиям времени боги древних славян, как и люди, постоянно участвовали в тех или иных боевых действиях. Не исключение и Семаргл: он сражался с темными силами (в основном, представленными воинством Чернобога) и помогал в боях своему брату Перуну.
Еще одна легенда связано с семьей Даждьбога, сына Перуна. Жена Даждьбога, Майя Златогорка, рожая сыновей Коляду и Авсеня, скрылась в пещере, которую охранял Семаргл. По завершению родов Огнебог хотел дать Майе воды и ударил мечом по стене пещеры, откуда стал бить живой источник.
КСТАТИ! Из брызг упомянутого живого источника появились еще 2 мифических существа – Квасура (бог умеренности и веселья) и Китоврас (кентавр).
Символы и атрибуты бога огня
Основным атрибутом Семаргла является огонь во всех его проявлениях: костры, факелы, свечи и т. д. Это связано, главным образом, с тем, что место жительства этого бога – Чертог Небесного Змея, где Семаргл постоянно поддерживает небесный огонь.
В качестве треб Семарглу подносили хлеб, масло и восковые свечи. Еще один символ Огнебога – крылатый пес (это распространенное изображение самого Семаргла). Богу огня сопутствует и сокол Рарог, образ которого тоже ассоциируется с Семарглом.
КСТАТИ! Считалось, что изображение Рарога на щитах способствует одержанию победы в бою.
Атрибутом Огнебога является и огненный меч, который впоследствии «перешел по наследству» архангелу Михаилу (после крещения Руси). Специальным обережным символом Семаргла считается «небесный огонь» (крестообразный знак с поперечными чертами на лучах), применяемый для защиты от темных сил и сглаза, пожаров и прочих стихийных бедствий, козней недругов.
Обереги
Специальная руна, посвященная Семарглу, — руна волка (выглядит как ромб с ножками). Использование руны волка в качестве талисмана придает носителю смелости и решительности. Одновременно символ Семаргла служит личным оберегом.
Изготавливать талисман можно из металлов типа железа, меди или золота, а также из дерева. В случае необходимости использования символа Огнебога исключительно в целях отражения негатива допускается изготовление амулета из серебра.
ВНИМАНИЕ! Чтобы заручиться помощью и защитой Семаргла, принято рисовать на амулете языки пламени. Также можно изобразить крылатого пса, дополнив рисунок огнем. При изготовлении оберега приветствуется применение красной краски.
Праздники Семаргла
В году праздников, связанных с Семарглом, несколько:
- 14 апреля – собственно день Огнебога (как было отмечено ранее, в этот день земля освобождается от последнего снега). На этот праздник было принято жечь костры. Существовала также примета, что если девушка в этот день подшутит над 9 юношами, то муж будет ей всегда верен;
- 6-7 июля – ночь Купалы (сына Семаргла и Купальницы);
- дни равноденствия (весеннее – прощание с зимой путем сжигания чучела Мары и осеннее – супружеский союз Семаргла и Купальницы);
- день летнего солнцестояния (рождение детей Семаргла и Купальницы – Костромы и Купалы).
Таким образом, бог огня Семаргл – один из центральных в славянском пантеоне. Он входит и в так называемый «пантеон князя Владимира» вместе с Перуном, Хорсом, Даждьбогом, Мокошью и Стрибогом. В источниках, как правило, не содержится подробных описаний внешности Семаргла как человека, чаще всего он изображается в виде крылатого пса.
Традиции и праздники, связанные с Семарглом, ассоциированы обычно с разжиганием костров и поддержанием огня. Символ Семаргла – руна волка – придает смелости и используется как личный оберег. Если информация в статье была полезной для Вас, поделитесь ею в социальных сетях.
Предыдущая